21 авг 2015 в 00:02 — 1 год назад

42. Ладик Леонид. МИШУЛЬКИ УМЕРЛИ. НА ОЧЕРЕДИ ХВОЩЁВО (68)

Тема: Лепельщина без прикрас     Сегодня: 2, за неделю: 3, всего: 1980

 Родился в 1963 году в деревне Хвощёво Лепельского района. Работал молокосборщиком в совхозе «Сушанский». После ликвидации сельхозпредприятия во второй половине 2010-х не работает. Живёт в Хвощёво.


До чего красива Чёрная Урода! А некоторых смущает название озера. Поэтому для его украшения ударение ставят на первом слоге, т.е. на букве «У». А делать этого не стоит. Ведь название водоёму давалось в давние времена, когда местный язык был схож с польским. В переводе же с польского на русский слово «uroda» означает не что иное, как «красота». А в польском языке, как известно, ударение постоянно ставится на предпоследнем слоге, за исключением односложных слов.

Есть возле Чёрной Уроды озеро Урода, на берегу которого стоит деревня Урода. Но на карте её не найдёте, поскольку большевики переименовали селение в Заозёрную, дабы не портила их «великий и могучий». Но это уже совсем другая история. Поэтому возвращаюсь к Чёрной Уроде. А если говорить точнее, то к уже несуществующей деревне Мишульки, соседке моего родного Хвощёво.

Волнуют меня Мишульки потому, что именно такая судьба предначертана историей и моей деревеньке, в которой я - единственный житель. Остальные - дачники.

Далеки, глухи Мишульки были всегда. Шутка ли - до Лепеля 34 километра. Я, конечно, запомнил их в последние десятилетия жизни, но многое слышал от старых людей. Книга «Память. Лепельский район» даже конкретную статистику приводит: в 1997 году здесь было три подворья и четыре жителя. А уже в середине 2010-х Бобровский сельсовет вычеркнул Мишульки из списка деревень.

Теперь в Мишульки ведёт хорошая гравийка. Такую бы при жизни деревни - может и жила бы она до сих пор. Хорошая дорога незаметно переходит в бывшую единственную деревенскую улицу. Начну рассказ с противоположной от Хвощёво окраины селения.

До границы с Ушачским районом остаётся полкилометра. Но дороги туда нет. Она обрывается на хорошо оборудованной стоянке рыболовов - стол, скамейки. Засорена площадка настолько, что впору за голову схватиться.

Взывать к совести рыболовов-грязнуль считаю бесполезным - те, кто это сделал, мои слова не услышат. Только непонятно мне, как можно, увидев такую неописуемую красоту заросшего старыми ивами чистого берега Чёрной Уроды, оставлять после себя свалку мусора.

Противоположный берег Чёрной Уроды принадлежит Ушачскому району. До него в самом широком месте 430 метров. Длина озера 1,6 километра. Протяжённость береговой линии 4,3 километра. Наибольшая глубина 3,9 метра. Находится в бассейне реки Дива. До Ушачи 22 километра, до ушачской деревни Величковцы от противоположного берега один километр. Входит в Ушачскую группу озёр. Склоны котлована высотой пять-шесть метров, распаханные, на севере и юге местами заболоченные. Берега низкие, песчаные или заболоченные, на южной стороне шаткие на 10 - 15 метров от водного уреза. Дно сапропелевое, на мелководье местами заиленные пески. Сильно зарастает. Впадают ручей Пракса и речка Бельская, соединено Мишулькинским каналом с озером Отолово. Именно канал и послужил первоисточником моего решения рассказать о Мишульках. Призрак их в плане повествования появился уже потом. Но начну именно с него.

Последней от Хвощёво или первой от ушачской границы стояла хата Егорихи Царь. Настоящего имени хозяйки я не помню. Но, коль звали хозяйку Егорихой, значит, муж был Егор. Внуки их сейчас живут в Новополоцке. Соответственно, и дети Егора и Егорихи должны быть там. Опустевшую хату купил инвалид второй группы из Новолукомля, пожил лет семь-восемь, потом определился в дом инвалидов под Полоцком, а хату продал кому-то в Сушу. Она и сейчас стоит в этой деревне.

Следующей, через улицу, жила Ефросинья Царь. Я ещё помогал ей огород обрабатывать лошадью - ведь километр до Хвощёво. Племянница из Лепеля приезжала пособлять тётке. Потом Ефросинья умерла. Где племянница и кто она не знаю. В густых кустах видна яма, где стояла баня Ефросиньи - на самом озёрном склоне. Очень удобная и дешёвая канализация получалась.

На озёрной стороне улицы виден камень от хатнища. Но я не помню, чтобы здесь кто-то жил.

В Мишульках жили почти одни Цари. Вот, например, на берегу Мишулькинского канала стояла хата Хадосьи Царь. Муж её с войны не вернулся. Сын поздно шёл с собрания, которое проходило в Заславках, и каким-то образом утонул в Уроде. А забирала ли людские жизни Чёрная Урода? Всяко бывало. Вот месяца три назад мужик из Хвощёво поздно вечером поплыл на лодке рыбу ловить, и утонул. Три дня водолазы утопленника искали. Был это Ростик Муравьёв 44 лет отроду. Жил в Хвощёво в качестве сторожа и работника крутой дачи богатого друга-витеблянина.

…Канал делит теперь уже урочище Мишульки на две части. Красивое место. Рыбное. История сооружения такова. До войны жители Ушачского, Лепельского и Улльского районов вручную выкопали километровую протоку, чтобы соединить Чёрную Уроду с озером Отолово и тем самым улучшить миграцию рыбы и обогатить ей водоёмы. Затея удалась. Вода из Чёрной Уроды пошла по каналу в Отолово, а рыба - в обратном направлении.

Но уже давно не видно истока канала. На его месте чернеет полоса травы и кустов. К ней не подойдёшь - вязко. Нетрудно сообразить, что это плавы.

Плавы - это плавающие острова. Они блуждают по многим озёрам. Их всасывают истоки ручьёв, рек, каналов, где они застревают и приживаются навечно. Таким образом, плавы забили полностью истоки реки Берещи из озера Береща, Березинского канала из озера Плавно, они блуждают по озёрам Манец, обоим Гоголям, реке Сергуч (Бузянке), другим водоёмам и водотокам. На плавах вырастают деревья, по ним в ряде случаев можно ходить, а под плавающим пластом почвы проходит водный поток. Получается, что миграции рыбы плавы практически не мешают. Неужели в Чёрной Уроде иной случай? Тогда почему? Что озеро обезрыбило из-за плавов, мне, как местному жителю, доподлинно известно. Вот только доказать это не только трудно, а вообще невозможно. И вот почему.

Течение под плавами действительно существует. Только рыба боится лезть практически под землю. Да и вплотную подступить к бетонным трубам плавы помешали друг другу. Поэтому перед двойным трубопереездом русло канала чисто. По трубам вода даже журчит. Всё это и служит аргументом ответственным за природу, которые не желают напрячься и организовать расчистку истока от плавов.

Начальник Лепельской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира Александр Бородулин утверждает, что под плавами рыба проходит свободно, не служат препятствием и бетонные трубы - даже в засуху водный поток в них не исчезает. От моста до Отолово весной берега канала оккупирует множество рыболовов. Рыба ходит свободно. Примерно, то же самое говорит и начальник Лепельской районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Максим Тарасов.

А ещё говорят, что хозяин Чёрной Уроды райисполком, он и должен о ней заботиться. Я понимаю, что власти озеро не прикарманили, так сказать, не заныкали. Его с радостью отдадут в аренду желающему, если такой найдётся. Конечно же, по всем правилам и с соответствующим оформлением. Но охочих-то не находится. Во-первых, озеро расположено у чёрта на куличиках. Во-вторых, условия аренды таковы, что только немыслимый богач возьмёт водоём под своё крыло себе в убыток ради любви к природе. Но у нас нет таких.

А плавы в любом случае разбирать нужно. Загубят они озеро. Не так уж много затрат на то потребуется. И я сейчас это докажу на примере.

Когда улицу Мишулек соединял деревянный мост, тогда плавов не было. Их притянули бетонные трубы в скорости после того, как ими заменили мост. Жители окрестных деревень забили тревогу - рыбы-то воочию убавилось. Пошли к депутату.

Была в Хвощёво учительница Мария Лукуша. Вышла она замуж за Виктора Козлова. Уйдя на пенсию, лет до 70 работала совхозным бригадиром. Избиралась депутатом бывшего Сушанского сельсовета. Применив депутатские полномочия, она пригнала экскаватор, который за час разобрал залом из плавов. Почему не сделать это сейчас? Ведь только в истоке канала нужно поработать ковшом. Далее до самого Отолово русло чисто. Весной по нему щуки свободно доходят до труб, а потом аж на берег выбрасываются - так им хочется в Чёрной Уроде отнереститься. А не пробраться.

Излил свою душу плачем по Чёрной Уроде, пора и к Мишулькам возвращаться. Первыми на правом берегу канала жили две бабы-Цари, имён которых не помню. У них были хорошие жернова, молоть на которых зерно мы с матерью приходили в Мишульки. Одна сестра умерла, другую племянник забрал в Макаровщину. Скорее всего, и её уже нет.

А около стоящих в отдалении груш жил кузнец Александр Царь. Рядом стояла его кузница. Потом её перенесли в начало Мишулек, ближе к Хвощёво. После смерти кузнеца в его хате жила родственница. К ней на лето приезжал сын железных дел мастера Алик. Когда родственница умерла, он, по-видимому, не потянул содержание отцовской усадьбы, она превратилась в руины, и сельсовет стёр их с лица земли. Но Алик приезжает на могилы родителей в ушачскую деревню-призрак Антуново, поскольку Мишульки своего кладбища не имели и мертвецов хоронили в соседнем районе.

В немыслимых зарослях возле самой дороги-улицы находится фундамент хаты моей тётки (сестры отца) Алины Царь (Ладик). Работала она в бригаде. Муж Иван Царь пришёл с войны с осколками в лёгких, в середине 60-х поехал по дрова и во время их заготовки умер. Дочка Царей Алины и Ивана, Катя, продала отцовскую хату на вывоз под дачу. Сама живёт в Витебске. Там же находятся и её братья-«царевичи» Толя и Миша. Часто смотрю на тёткино хатнище, и всякий раз мороз пробирает.

Иногда меня посещает мысль: какие дураки мишульчане - курортное место, а они деревню до смерти довели. Живи да жизни радуйся… Ну, чего не хватало мишулькинским Царям? Жить можно как у бога за пазухой - и рыба, и природа, и купанье, и загоранье… Хотя, вспомните, рождённые в деревнях, много ли ловили рыбу, любовались природой, купались, загорали ваши отцы и матери? Не до того им было на ужасной селянской каторге. Не хотели такого «курортного счастья» их дети, добровольно сдавались в городскую эксплуатацию, смрад, шум, гам… И вы - одни из тех деревенских беглецов. Но, уж Мишульки могли оккупировать дачники. Смешно получается: в Мишульках покупали хаты под дачи и вывозили их в места иные. Какие ещё иные места могут быть красивее Мишулек? Сплошь пустой берег ранее занимали хаты. К сожалению, их хозяев я не помню.

Кстати, сказанное относится и к моему Хвощёво. И оно умирает. Но там хоть я, абориген, да несколько дачников жизнь деревни поддерживаем.

Наконец-то Цари закончились. Сохранившаяся в земле яма со сгнившим срубом - погреб под полом несуществующей хаты Володи и Лиды Ладиков. Внешний погреб был сооружён рядом. Стояли хлева, банька. В саду сохранился пасынок от электрического столба. Кстати, в отличие от других деревень-призраков, в Мишульках их несколько. И Ладики-дети хату продали куда-то под дачу. Сами доселе здравствуют: Таиса в Витебске, Зина в Новополоцке.

Всё! Закончились Мишульки. Вправо отходит старая дорога на Хвощёвскую ферму, давно разрушенную. Здесь мишульковцы ходили на единственное в округе «производство». Давно не топтала человеческая нога нетронутую с весны траву.

Но тогда хоть ферма рядом была. А теперь до ближайшей, в Суше, 12 километров будет. Потому и не работаю, перебиваюсь своим хозяйством, да тем, чем витебский дядька поможет. Дача у него в Хвощёво, на весь сезон с женой приезжает.

Так вот и живу.

Записано в 2013 году.



НРАВИТСЯ
1
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ







Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю







Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ